Saturday, November 27, 2010

Набросок тезисов к конференции в МАрхИ - кафедра философии



Архитектура убеждения

   Architecture of persuasion - так называется одна из глав книги Роберта Вентури "Уроки Лас-Вегаса".[1] Архитектура - объект убеждающий, вооруженный рекламой и нарративом, действует на зрителя. Лас-Вегас - феномен.
Логотип, бренд, рекламная вывеска - средства. Форма - икона, символ, аттракцион. Конечный результат - единственно верный, не помышляйте об альтернативах. Вы индивидуальны, наше предложение только для вас! Архитектура как агрессивный рекламный агент, вынуждена атаковать, чтобы быть услышанной.
Внимание зрителя или потребителя[2], если угодно, одно из самых дорогих благ в обществе Рынка.
Постмодерн, в рамках которого индивидуальность является ценностью и благом, заставил архитектора обратитьс к массам, вступить с ними в диалог, убеждать их в своей правоте, чем угодно: иронией сноба, идеала неоклассики, сложностью хаоса. Не убеждая в правоте своего мнения, ты теряешь уверенность в собственной индивидуальности. Может быть, поэтому индивидуальность бывает иногда агрессивна.

Архитектура созерцания
 
  Созерцание наступает в момент, когда мы понимаем, что не в состоянии постичь разумом объекта. Познание объекта, согласно А.Раппапорту, мы осуществляем через свое тело, ощущая соматический резонанс [3]
Цумтор в своих книгах Thinking Architecture и Atmospheres описывает множество составляющих для создания атмосферы, ощущений и, наконец, созерцания. Свет, материал, пространство - все поверяется ощущением и последующим созерцанием. Поэтому Цумтор ведет свои рассуждения "от конца", опираясь на опыт переживаний. В этом смысле, архитектура созерцания глубоко традиционна.

На первый взгляд, обе модели построения восприятия схожи в одном: воздействие происходит скорее на бессознательном уровне. И в том, и другом случае мы не помышляем о реальных свойствах объекта. В обоих случаях
Однако эффект, производимый каждым из типов, различен. Можем ли мы предположить, что архитектура убеждения - объективна(или пытается показаться таковой), с ней субъект вступает в связь, воспринимая активный посыл, а архитектура созерцания - не просто субъективна, здесь происходит растворение субъекта в объекте; созерцая, мы не ощущаем время.

  Индвидуальность как благо, даруемое обществом, как неотделимое свойство человека вступает в взаимодействие с созерцанием, требующим временного отказа от себя, собственной значимости.

"Я весь внимание"

1 comment:

  1. Проблему не поставил... а только наметил. Индивидуализм vs вневременное - может так?

    ReplyDelete