Когда мы сели в метро, то легкое ощущение нестабильности продолжилось: поезда двигались под наклоном, так как весь город расположен на рельефе. Платформы тоже были наклонными... До сих пор вспоминаю эти моменты, и у меня начинается легкое головокружение.
Итак, мы на месте и приближаемся к заветной цели!
Люба оценивает пройденный путь |
И вот мы окончательно приблизились к постройке. Снаружи центр оказался куда более привлекательным, чем я представлял себе по фотографиям.
Пространство под зданием. |
Примечательный момент: если в голове держать прямоугольные границы плана постройки, сразу приходит на ум эдакая этажерка Миса, только продырявленная и местами красиво вздыбившаяся над землей. Особенное сходство с классической модернистской структурой придают ровные торцы перекрытий и витражи остекления, пускай и изогнутые в пространстве. Заходим вовнутрь.
Первое, на что начинаешь обращать внимание - это детали |
Да простят меня ценители творчества SANAA (Притцкеровские призеры - это все-таки серьезно), но внутри нас обоих ожидало некоторое разочарование. Не буду спорить, прием с пространственной деформацией модернистской коробки - сильный ход, и он считывается. Но не ощущается подсознательно, приходится себя убеждать, особенно, когда заходишь вовнутрь.
Итак, в чем заключалась наша "критика"? Первый момент: освещение, отделочные материалы, распространение звука. Все это напоминало не аскетичный возвышенный интерьер (который хотелось увидеть), а довольно-таки дешевый офис. Ковролин - страшная сила в обоих смыслах...
Особенно не удалось остекление в местах атриумов |
Далее, сама конструкция здания изнутри воспринималась крайне "атектонично". Тонкие колонны, кривовато постеленный ковролин, неудачные "приходы" вертикальных поверхностей к криволинейному полу, сиротливо покосившаяся мебель на неровном полу и т.п.
Этот вид мне напомнил какой-то советский интерьер. |
Ограждения, к сожалению, не оказались равномерно изогнутыми.
Можно посидеть - довольно удобно. |
Внутренние дворы и ощущение от перепадов высот - увлекали. Видно небо, пространство под перекрытиями, световые пятна, остекления напротив. Но вот смотреть на то, что расположено внутри здания, совсем не хотелось.
Я хочу поскорее на улицу |
Ниже размещаю фотографии экстерьера здания. Находиться под сводами, заходить в световые оазисы, ощущать легкое приглушенность собственной речи, обнаруживать прекрасные виды на Женевское озеро - все это было очень приятно и неожиданно в противовес душному, запыленному интерьеру.
Approximating curves |
В заключение немного о "тонусе" формы и субстанции. Форма Rolex Center, а точнее ее некоторые изгибы производят впечатление бессильного пласта теста, которое необходимо поддерживать колоннами-спичками и которое так неохотно сопрягается с витражным остеклением в местах атриумов. Торцы перекрытий наглядно демонстрируют "безразличие" бетона ко всяким напряженным изгибам. Которые, кстати, мы так привычно считываем в NURBS-кривых, подобных узким листам металла. На фото с подписью Continuity check я попытался показать то промежуточное, не отчетливое состояние между математическими кривыми и обычной аппроксимацией, похожей на неумелый моделинг в 3ds Max'e. С такой угловатостью кривых сложно себе представить что-то непрерывное по гладкости.
Форма "в тонусе". Robert Maillart. Источник |
Необходимо привести в качестве еще одного примера успешное применение бетона, где форма пребывает "в тонусе", а материал послушен и работает вместе с очертаниями конструкции. Все-таки разговор в таких случаях переходит сам собой к проблеме тектоники. Ну веришь ты форме или нет?! Мне кажется, это важно.
Что касается субстанции, то здесь следует обратиться к заметкам А.Г. Раппапорта, посвященным этой категории. Для себя я связываю эту категорию с ощущением материала, его органичным применением. Органичность материал приобретает тогда, когда начинает создавать одно целое с общей формой, пускай и на контрасте, у него появляется своя история, память. В интерьерах Rolex Center у меня возникало стойкое ощущение несоответствия отделочных материалов общей структуре и некой их "тупости", которое сводит на нет удачные пространственные решения всего здания. Интерьер оказался плохо скроен, именно так. В покрытии пола и потолка не чувствовалось силы, что ли. Как будто ковролин не в состоянии удерживать такую огромную площадь.
Потом мы "залипли" в книжном, купили пару журналов и побежали к Женевскому озеру, где нас ожидали совсем другие впечатления. О них чуть позже.
No comments:
Post a Comment