Thursday, June 21, 2012

UNStudio

Очень похоже на схему музея Мерседес-Бенц. Источник
Бен ван Беркель - один из моих любимых теоретиков архитектуры, которые довольно элегантно транслируют практический опыт в теорию и обратно в практику. Теоретиком в классическом смысле Бен ван Беркель не является, однако, это нисколько не умаляет его влияния на современный архитектурный дискурс. Подробный разбор творчества UNStudio сделать не удастся, поэтому ниже я пробую выделить ряд ключевых моментов его теории.
Позиция
В первую очередь, при изучении работ UNStudio важно иметь в виду, что это бюро не исповедует дигитальный авангард. Скорее это умеренная позиция "in-between", обусловленная реалиями жизни. И здесь мы должны обратить внимание на главный принцип бюро - Inclusive principle. Наглядной иллюстрацией этого принципа может стать схема-модель blob-to-box, ставшая одним из "образцов" проектной стратегии бюро.
В этой модели зафиксирован топологический(?) переход поверхности от прямоугольного основания к замысловатому криволинейному контуру. Поверхность соединяет традиционную прямоугольную схему и непрерывный абрис, характерный для дигитальной архитектуры. Здесь представлена основная позиция UNStudio - движение вперед, исследование опыта прошлого и соединение, или гибридизация того и другого. Необязательно делать только криволинейные формы, или следовать модернистской традиции. Можно переплетать и сопрягать и гладкую поверхность, и прямой угол куба. Здесь есть что-то близкое с теориями Спайбрука.
Поэтому Бен ван Беркель приводит примеры прототипов музея Мерседес-Бенц, среди которых мы можем встретить даже барочные лестницы Ватикана. Поэтому ван Беркель критически оценивает дигитальный продукт архитектурных школ, представляющий собой " непролазные дюны, превращающиеся в спагетти и затем обратно в дюны". Хотя некоторые заметят, что академический эксперимент и должен быть утрированным.
Гибрид - manimal (man+animal)
На мой взгляд, позиция UNStudio очень прагматична и проповедует своеобразную эклектику. Чтобы предупредить нападки критиков, ван Беркель утвеждает, что для него нет ни дизайна (в смысле модных веяний), ни стиля - хотя в этом заявлении он подчеркивает провокационность своего утвеждения. Здесь уместно вспомнить о Патрике Шумахере и его привязанности к категории стиля.

Образец
Категория образца в современной архитектуре, на первый взгляд, умерла вместе с разрывом авангарда с историзмом и его примерами для подражания. Модернизм, став "классикой", был расложен на составляющие, деконструирован в конце  ХХ века. И вместе с этим любая попытка обращения к образцам может быть сейчас воспринята архитектурным сообществом без энтузиазма. 
Однако жесткая конкуренция, быстрые сроки, необходимость проверенных и качественных решений не могут способствовать безграничной новизне проектов. Приходится адаптироваться. При этом промдизайн или дизайн одежды демонстрируют на редкость упорную традиционность и преемственность образов-образцов. Достаточно взглянуть на автомобили Bentley или дизайн продукции Apple. Бен ван Беркель ссылается на успешную практику других областей проектирования, где нет возможности "изобретать велосипед" заново и предлагает понятие design model. Этот термин можно было бы перевести как "проектная модель" или "проектный прототип", и это отсылает нас к привычной схеме типологии в проектирования. Но в практике UNStudio эти модели рождаются не только из традиционных типологий, на которых основывается множество проектов по всему миру, но и на лаконичных закономерностях математических моделей. Сетка, или в англоязычной литературе grid, веками применяется архитекторами как организующий принцип и одновременно является математической моделью, легко поддающейся формализации. В случае UNStudio, математические модели топологических форм (так Бен ван Беркель подчеркивает алтернативу жестким принципам организации пространства) нередко становятся каркасом для проектных моделей, эволюционирующих от проекта к проекту. Кроме того, математические закономерности обеспечивают тот незаметный, "непринужденный" (впомним термин informal order у Сесила Балмонда) порядок, который по-прежнему востребован архитекторами нашего времени.
Трехлистный тпологический узел - основа музея Мерседес-Бенц
Помимо чисто пространственных аспектов, проектная модель включает в себя множество аспектов - от программы объекта до материалов фасада. 
Все эти наработки и призвана формализовывать, фиксировать проектная модель.

Параметрическая концепция
Стоит обратить внимание на манифест UNStudio на Венецианской биеннале 2008 года. Манифест носит название "Включая и отключая"

В своем манифесте Бен ван Беркель и Каролин Бос рассуждают о ценностях (values) и их конструктивной роли в формировании архитектуры. Авторами предложена провокационная стратегия: "включение и отключение" ценностей, которые подчас заставляют мыслить стереотипами, и вытекающая отсюда параметрика концепции. Включая и отключая параметры тех или иных ценностей (от узнаваемости бренда до устоявшихся форм пространства).
В процессе "включения/отключения" приходит более глубокое понимание сути будущего объекта. Проектная модель - прекрасный полигон для такой высокоуровневой параметризации.
Мне кажется, это продуктивный подход.

No comments:

Post a Comment