Дэниел Дэвис. Источник |
Заметка опубликована в ПР-80
Обзор Smartgeometry 2016 Дэниэла Дэвиса, WeWork
В начале апреля мне удалось посетить конференцию Smartgeometry – знаковое событие для энтузиастов цифровых технологий и
вычислительных методов в архитектурном проектировании. Я уже посещал это мероприятие
в 2011 году: и тогда, и в этот раз конференция проходила в Северной Европе.
Smartgeometry[1], по традиции, состояла из 4 дней воркшопов и 2 дней
конференции. Принимающей стороной был Технический университет Чалмерса в
Гетеборге. Я посетил лишь последние два дня, когда выступали различные
докладчики и презентовались результаты воркшопов.
В первую очередь, мне было важно, помимо кулуарных
обсуждений и ценных контактов, получить «срез» этого технологического дискурса,
определить перспективные направления для исследования и понять сами механизмы,
которые лежат в основе подобных сообществ.
Главная тема этого года – Hybrid Domains, или в переводе на русский «гибридные области»,
возникающие на пересечении различных дисциплин, науки и практики. Проблематика,
которая поднималась в докладах и дискуссиях на этом событии, по сути, повторяла
предыдущие годы. Те же «умные материалы», визуализация данных, роботы,
аддитивные технологии, которые стали доступнее за прошедшие пять лет, и все это
разбавлено выступлениями более философского характера. Как заметил с некоторой
иронией один из докладчиков (специалист по материалам из университета
Чалмерса): «Здесь, на Smartgeometry, все участники должны использовать 3D-принтер или роботизированную руку». С другой стороны, repetitio est mater studiorum, и повторение – необходимый фундамент прогресса. К тому
же, все вышеупомянутые темы очень и очень обширны.
Конференцию предваряли воркшопы – вся основная активность
разворачивалась именно там. Всего было 10 кластеров (рабочих групп), которые
состояли из нескольких лидеров, задававших тему кластера, внешних консультантов
и 15 участников из разных стран мира. Каждая группа готовилась заранее,
планируя интенсивную работу на 4 дня. Одним из самых значимых для меня
кластеров[2]
стал Calibrated Modeling of Form-Active Structures, где участники создавали интерактивные расчетные модели
и макеты, напоминавшие какие-то красивые цветы, нарисованные одной
пространственной линией.
Но интереснее всего разобраться в самом феномене Smartgeometry – неформального сообщества, основанного в начале 2000-х
годов тремя выходцами из проектной практики. На тот момент Хью Уайтхед (Hugh Whitehead) работал в Foster + Partners, Ларс Хессельгрен (Lars Hesselgren) - в Kohn Pedersen Fox, Джей
Пэрриш (J Parrish) в ArupSports. Позже к ним присоединился Роберт Эйш (Robert Aish), который начинал свою карьеру в Bentley Systems. В 90-х возникли новые вызовы в архитектурном
проектировании: сложные геометрические формы таких масштабных и знаковых объектов,
как London City Hall (Foster + Partners), требовали более эффективного подхода в условиях
ускоренных темпов проектирования.
Как и в случае с более ранними постройками Фрэнка Гери,
компьютерное трехмерное моделирование и вычисления на базе цифровых моделей
позволили в более короткие сроки справиться с общей пространственной сложностью
объектов. Уже тогда компьютерная параметризация геометрии находила применение в
моделировании зрительских трибун стадионов – благодатной типологической почвы для
автоматизации.
Подобные практические задачи становились драйвером для
развития исследовательского подхода в цифровом архитектурном проектировании,
особенно в крупных бюро, где небольшие НИОКР и подразделения R&D
стали нормой. Сейчас некоторые компании безвозмездно делятся в интернете своими
наработками – рекомендую посмотреть корпоративный журнал Perkins & Will[3] с традиционными академическими статьями, или более
экспериментальный портал известных голландцев UN Studio[4].
Параллельно с решением практических задач специалисты выходили
на более глубокие размышления о технологиях, проектировании и производстве –
наверное, необходимость обсуждения и обмена опытом и является главным
двигателем мероприятий, подобных Smartgeometry. Высокий уровень проблематики в теме каждой конференции указывает
на стремление выйти за рамки утилитарности и попытаться нащупать моменты того самого
massive change[5] - сдвига парадигмы.
Отметим, что западная цифровая культура рождалась
обществом людей, сейчас уже убеленных сединами и умудренных опытом. Когда я говорил
по телефону с Ларсом Хессельгреном (сейчас - PLP Architecture), я невольно представлял себе, что это мужчина средних
лет. Меня же встретил седовласый, в очках, но чрезвычайно активный пожилой джентельмен.
Так получилось, что Smartgeometry собирает под одной крышей профессионалов из
конкурирующих фирм, преподавателей и студентов из разных учебных заведений, разработчиков
ПО и исследователей. Очевидно, что таким образом академия и наука питаются от
практики, и наоборот. В случае российской архитектурной действительности
примеры удачного союза практики и академии довольно редки. Редко мы видим и
публичное обсуждение тех или иных творческих и исследовательских методов (ведь
публичная презентация не всегда предполагает обсуждения).
Следует обратить внимание, что в дискуссиях Smartgeometry этого года со стороны практиков звучали традиционные,
но осторожные упреки в адрес академии. Однако, как мы знаем, за рубежом коммерческие
компании часто спонсируют исследовательскую работу магистранта, тем самым
заведомо обеспечивая актуальность диссертации. В недалеком будущем такая
коммерциализация науки ждет и наши вузы.
Но как мне кажется, в России постепенно ситуация движется
к лучшему. И в МАрхИ, и в МАРШе проглядывается желание руководства связывать учебный
процесс как пространство для эксперимента и профессиональную практику, которая
все больше требует выверенного подхода и расширения кругозора в условиях
высокой конкуренции.
[1] Об истории конференции см. Peters, B. Peters T. Inside
Smartgeometry. Expanding The Architectural Possibilities of Computational
Design. – Wiley, 2013 – 272 p.
[4] http://www.unstudio.com/research
[5] Massive Change – прекрасная книга об изменениях
парадигмы в различных областях цивилизации под авторством Брюса Мау, написавшего
совместно с Ремом Кулхасом «S, M ,L, XL»
No comments:
Post a Comment