Tuesday, December 7, 2010

История архитектуры и современный архитектурный процесс

  Современная архитектурная мысль находится в состоянии определения контуров новой парадигмы. Во многом это обусловлено и развитием информационных технологий, экономического кризиса и процессов глобализации. История архитектуры и непосредственно изучение истории как феномена приобретают новое выражение в архитектурном процессе XXI-ого века.


  Отношение к прошлому опыту и наследию в различные эпохи носило как позитивный, так негативный, отрицающий характер. Яркими примерами здесь послужат и эпоха Ренессанса, и век Просвещения, авангард и тоталитарные режимы XX-ого века.
  Сдвиг парадигмы в архитектуре [paradigm shift] зафиксировали многие теоретики и практики нашего времени; однако, сложность описания современной ситуации и ее ключевых особенностей такова, что мы сознательно уйдем от определений постмодернизма, нелинейности и синергетики. Также временно оставим движение неоклассики, продолжающее развивать традиционные архитектурные системы. Попробуем же рассмотреть историю архитектуры как явление, которое тем или иным образом становится предметом обсуждения в современном архитектурном дискурсе - среди, как кажется на первый взгляд, "антиисторических" течений и школ западной архитектурной мысли.


  Одним из наглядных примеров истории архитектуры как "препарируемого тела" послужит критический анализ Питера Эйзенмана виллы Ротонды Андреа Палладио. Эйзенман при помощи богатого инструментария диаграмм проводит декомпозицию структуры здания [1]. Ордерная система оказывается своеобразным базисом, от которого отталкивается архитектор, сознательно применяя в своей практике отличные от традиционных принципы - топологическую сетку, сдвиги, наложения.
  Не менее интересен опыт известного теоретика и еще более известного практика  - голландского архитектора Бена ван Беркеля; здесь в качестве смыслового ядра подхода архитектора оказывается design model[2] - пространственный прототип, наделенный рядом свойств. Можно провести параллель: design model - образец; и действительно, в UN Studio отказываются от принципа "новый проект - новая идея", столь характерного для современной ситуации. Такой прототип "кочует" из проекта в проект, постепенно развиваясь и получая новое применение. Подобный подход можно обнаружить в традиционной ордерной архитектуре - например, пространственная структура базилики меняет свою функцию, перерождаясь в различных постройках и получая новое звучание.


  Важно отметить попытки обобщения всего массива истории архитектуры - поиск закономерностей в архитектуре с привлечением примеров опыта прошлого достаточно актуален; увлечение архитекторов синергетикой, понимание целостности, выявление структур в природе и архитектуре нашли свое выражение в ряде исследований.
  "Fuction of Form"[3] - так называется одна из последних теоретических работ Фаршид Муссави [Farshid Moussavi], сооснователя FOA (Foreign Office Architects), известного исследователя и практика в области новейших принципов формообразования. Изучение обширного диапазона пространственных структур в архитектуре включает в себя как и примеры небоскребов и большепролетных конструкций, так и постройки периода готики и образцы исламской архитектуры. Таким образом, история предстает как феномен и рассматривается с точки зрения структуры. Принцип "bottom-up" (снизу вверх) отчетливо проявляется в готических соборах и исламских минаретах. "Новый структурализм" [4] стал заголовком для последнего выпуска Architectural Design; обращение к материалу как первоэлементу архитектурной формы напоминает роль каменного квадра в готическом соборе.
  Кроме исследовательских работ состоявшихся архитекторов также интересен опыт исследования молодым поколением исторических форм. Студенты Архитектурной ассоциации в Лондоне взяли за основу ордерную систему для генеративного моделирования[5]. Программный код воспроизводит ордер, позволяя параметрически изменять его, выстраивать интересные вариативные ряды. Ордерная система, готические структуры, барочные интерьеры - предмет не только обсуждения, но и буквального освоения. Историческая форма в интерактивном режиме.
  Также примечателен выпуск Architectural Design - Exuberance; тема излишества оказывается тесно связана с барокко. Барочность в одежде[6], воспроизведение барочного интерьера[7], его формального языка посредством компьютера, призывы обратиться к наследию прошлого опыта (так[8] сделал Вольф Д.Прикс - успешный практик в области современного цифрового проектирования). 


  Традиционные формы, стили, структуры переосмысливаются, предстают в новом свете. Эта тенденция представляется, хотя она и не носит массовый характер, важным сигналом в процессе становления современной архитектурной парадигмы. Человек ищет опоры, базисы, от которого он отталкивается или наоборот опирается в момент выбора собственного подхода. Переход от критического размышления, рефлексии на тему нестабильности мира[9] к построению обновленного массива архитектурного знания с учетом предыдущего опыта - важное событие в развитии архитектуры.


Список литературы:

  1. Eisenman P. Feints, Skira, 2006. - 208 p.
  2.  Ben Van Berkel, Caroline Bos UN Studio: Design Models - Architecture,Urbanism, Infrastructure. - Rizzoli, 2006. - 400 p.
  3. Farshid Moussavi Fuction of Form. - Actar, 2009. - 384 p.
  4. New Structuralism: Design, Engineering and Architectural Technologies. - Architectural Design, May-June 2010
  5. AA Book 2009: Projects Review. - Architectural Association Publications, 2009. - 336 p.
  6. Judith Clark, Exuberant Couture. -  // Architectural Design, March-April 2010
  7. Marjan Colletti, Digitalia - the Other Digital Practice. -  // Architectural Design, March-April 2010
  8. Wolf D Prix, Let's Rock over Barock. -  // Architectural Design, March-April 2010
  9. Добрицына И.А. От постмодернизма к нелинейной архитектуре. - М.: Прогресс-традиция, 2004.-  416 с.


No comments:

Post a Comment